О деятельности ФС ВТС России
Ожидалось, что проведенные ранее перестановки в Федеральной службе по
военно-техническому сотрудничеству России (ФС ВТС), а именно снятие с должности
её шефа Михаила Дмитриева, отличившегося в частности личной любовью к чешской
компании AKM GROUP-CZ, оздоровят службу. 24 мая 2012 года президент России
Владимир Путин скоропостижно
снял Дмитриева с поста директора Федеральной службы по военно-техническому
сотрудничеству. Однако, для наведения порядка
Владимиру Путину также следовало бы выгнать из этой организации не только
Дмитриева, но и воспитанную им предприимчивую
команду,
которую он оставил по наследству новому директору, творчески подготовив за
долгие годы паразитирования на своём ответственном посту.
Как удалось выяснить, ведомство Михаила Дмитриева с одной
стороны занималось несвойственной ему функцией лоббирования иностранных
компаний, а вот с другой – порочила неугодные руководству ФС ВТС российские
компании, которые зарекомендовали себя на рынке с хорошей стороны. И не только…
Но, обо всем по порядку…
В 2010 году заместитель генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт»
Александр Михеев заявил,
что: «Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС)
определила «Рособоронэкспорт» в качестве участника тендера Пентагона на поставку
вертолетов в Афганистан». То есть ФС ВТС определила ведущего российского
спецэкпортёра поставщиком вертолётной техники для американцев. Как такого
удалось добиться руководству ОАО «Рособоронэкспорт», если известно о большой
любви бывшего руководителя ведомства Дмитриева к ОАО «ОПК Оборонпром» и его
дочерним структурам остаётся только догадываться. Так или иначе событие
состоялось. Это несомненно был значимый контракт для ведущего российского
спецэкспортёра учитывая конечного заказчика.
Конечно, ОАО «Рособоронэкспорт» выполнило этот контракт в
срок, но вот прагматичные американцы понимали, что в дальнейшем поддерживать
лётную годность купленных машин как-то нужно. А поскольку российская система
продажи вертолетов после образования ОАО «ОПК Оборонпром» и передачи этой
конструкции всех функций по координации вертолетной отрасли России, работает по
принципу «продал – забыл», американцам нужно было найти партнёра, который бы
обеспечил поддержание лётной годности приобретенного парка в дальнейшем.
Поскольку, о чём мы уже несколько лет доказываем на нашем
сайте, структуры ОАО «ОПК Оборонпром» полностью завалили поддержку эксплуатации
российской вертолетной техники, американцам необходимо было определиться с
партнером, который бы имел опыт работы в этом направлении. И такого партнера они
нашли
в лице Юрия Борисова,
который уже имел опыт организации поддержки летной годности вертолетов, выступая
ранее партнером ОАО «Рособоронэкспорт» в проекте организации сервиса наших
вертолетов в Мексике.
Однако, деятелям из ФС ВТС согласиться с предложением
американцев по возможности организации поддержания лётной годности вертолётов,
посредством сотрудничества с принадлежащей Ю.Борисову
ОАО
«Санкт-Петербургская авиаремонтная компания»
(ОАО «СПАРК»), уже имеющую опыт взаимодействия с ОАО «Рособоронэкспорт» означало
признать неоспоримый факт, а именно то, что любимый М.Дмитриевым и его
последователями ОАО «ОПК Оборонпром» полностью провалил тему поддержания летной
годности российской техники
в мире. Но на это они «пойтить
никак не могли», как говорил Лёлик в «Бриллиантовой руке»…
После переговоров с американской стороной в Казани в июле
2011 года, активный функционер ФС ВТС России Сергей Гармаш пишет 21.07.2011
письмо
американскому полковнику Норберту Вергезу, в
котором не рекомендует американцам «связываться» с российской компанией Юрия
Борисова. Нужно отметить неравность статуса Гармаша и Вергеза для написания
подобного письма, но видимо для Гармаша была рекомендация «сверху», чтобы не
подставляться начальству. Здесь примечателен подход ФС ВТС – с одной стоны они
не стесняются
лоббировать чешского представителя ОАО «ОПК Оборонпром»,
а с другой – уведомляют американцев, что российское предприятие «СПАРК» не имеет
возможности работать по их задачам, всего лишь на том основании, что эта
компания не участник ВТС. То есть эта зловредная система по сути ограничивает
экспортные возможности российских высокотехнологических предприятий вопреки
задачам, поставленным президентом страны по возвращению России на
высокотехнологические рынки.
Деятели из ФС ВТС даже не обратили внимание, что ранее у
российской компании «СПАРК» было отработано взаимодействие с ОАО «Рособоронэкспорт»,
с которым была ранее реализована программа по Мексике.
ОАО
«Рособоронэкспорт» - полноправный участник ВТС. Но видимо в ФС ВТС планировали,
как обычно, подтащить в эту сделку ОАО «ОПК Оборонпром» или другую полюбившуюся
руководству службы структуру, которая, видимо, способна наполнить инвестиционные
ожидания руководства службы.
К явному их неудовольствию, вытолкнуть Ю.Борисова из бизнеса
по обеспечению эксплуатации российских вертолетов так и не получилось.
Впоследствии,
в письме американской стороны на имя заместителя директора
ФС ВТС Вячеслава Дзиркална от 6 сентября 2011 года подписанном заместителем
помощника министра Кейт Б. Вебстер, было
отмечено, что компания «Авиабалтика» (зарубежная структура Ю.Борисова, которая
работает в тесном взаимодействии с ОАО «СПАРК») является субподрядчиком
правительства США по вопросу поддержания лётной годности российских вертолетов,
ранее поставленных американцам и их партнерам… К счастью Юрия Борисова, зона
ответственности ФС ВТС заканчивается в границах России, хотя руководство службы
не всегда это понимает. А так как компания «Авиабалтика», аффилированная с ОАО
«СПАРК», не является российской, у Ю.Борисова есть все возможности построить
нормальную схему работы с американскими вертолетами. Хотя, как показывает
чешский пример, зона интересов деятелей из ФС ВТС может переходить и эти
границы, если это конечно выгодно.
Несмотря на ранее полученные рекомендации от ФС ВТС не
работать с ОАО «СПАРК», 11 февраля 2013 года американская компания
Science
and
Engineering
Services
Inc.
(SES)
обратилась письмом уже на нового директора службы
Александра Фомина с просьбой разрешить
отремонтировать вертолеты Ми-17, используемые правительством Афганистана, именно
на предприятии Ю.Борисова. Тем самым показывая российской стороне, что никакие
сервисные центры якобы «созданные» ОАО «ОПК Оборонпром» и его дочерними
структурами попросту не функционируют. В противном случае, американцы, зная
особую проблемность российской таможенной службы и системы ВТС никогда не стали
бы тащить свои вертолеты на ремонт в Россию.
Будет ли новый директор ФС ВТС А.Фомин так же любить
оборонпромовские «схемы», как его предшественник, покажет время, а пока понятно
лишь, что Юрий Борисов пользуется заслуженным авторитетом у американских
партнеров в сфере сотрудничества по ремонту вертолетов марки «Ми».
Как указано выше, сделка по прямой поставке российских
вертолетов через ОАО «Рособоронэкпорт» для нужд США все же состоялась, и ФС ВТС
вынуждена была её согласовать. Это есть положительный момент. Но вот из
письма
некой американской фирмы
ARINC
Aerospace от 06.03.2013 года на имя Анатолия Пунчука,
заместителя уже нынешнего директора федеральной службы,
следует, что ранее аналогичная поставка вертолетов в интересах Правительства
Соединенных Штатов происходила через цепочку фирм
ALL
Group
и уже упомянутую выше фирму
ARINC
Aerospace. То есть по всему
получается, что ранее поставка военному ведомству США российских вертолетов
происходила, с молчаливого согласия руководства ФС ВТС, по цепочке не включающей
ОАО «Рособоронэкспорт» и даже любимую фирму бывшего директора службы Дмитриева –
ОАО «ОПК Оборонпром»,
которому он любезно предоставил полномочия в сфере ВТС.
То есть, видимо, финансовая схема при поставке вертолетов о которых указывает в
письме
ARINC
Aerospace настолько устраивала
руководство ФС ВТС, что оно в этом случае даже не удосужилось проверить
соответствие этой поставки российскому законодательству и выпустило вертолёты за
пределы таможенной территории РФ.
Случай явно неординарный – с одной стороны, «кошмаря», как
выразился в своё время Дмитрий Медведев, как только возможно, российскую
промышленность в части сотрудничества с инофирмами в военной, да и в
сопутствующих областях, ФС ВТС якобы отслеживает государственные интересы, а
тут, если верить письму американской компании, поставка целой партии вертолетов
прошла мимо не только ОАО «Рособоронэкпорт», но даже мимо любимого деятелями ФС
ВТС ОАО «ОПК Оборонпром», с которым неформальное взаимодействие руководства ФС
ВТС было давно отработано. Ну действительно, а зачем тратиться на налоги…
В приведенном выше письме на имя Анатолия Пунчука есть ещё
один интересный момент – ответ указанная американская компания просит отправить
почему-то не в свой адрес, а в адрес российской ООО «Инвестиционная группа С.А.
и К.» по электронному адресу
v.tokarenko@ca-group.ru.
Насколько можно считать это ООО группой – вопрос спорный. Дело в том, что эта
компания (ОГРН: 1027739074769, ИНН: 7702220828, ОКПО: 45124716) принадлежит
гражданам РФ – некоему авантюристу Токаренко Виктору Николаевичу и его дочери –
Токаренко Ольге Викторовне. Вот эти два несомненно «богатых» человека стоят у
истоков
инвестиций этой «инвестиционной
группы». Понятно, что назвавшись «группой» (из двух человек) они несомненно
олицетворяют собой недюжинные инвестиции – вот только какие – неизвестно. А
почему мы назвали Виктора Токарено «авантюристом»? Да всё очень просто: только
стопроцентный авантюрист будет убеждать первого заместителя Сергея Чемезова в
том, что американцы будут отдавать свои вертолёты в вотчину белорусского батьки
на «558 АРЗ», учитывая особую любовь американских «партнеров» к Белоруссии. Это,
несомненно, «сильный» ход предпринятый Виктором Токаренко в 2012 году.
Обратившись
письмом исх. №239 от 21.08.2012 г. на имя первого
заместителя генерального директора ГК «Ростехнологии» господина Алёшина А.В.,
с предложением государственной компании выкупить этот «стратегический актив» для
«обслуживания парка вертолетов «Ми», принадлежащих или эксплуатируемых за счет
средств Министерства обороны Соединенных Штатов Америки», Токаренко пытаетсяся
убедить ГК «Ростехнологии» что американцы будут ремонтировать свои машины именно
в Белоруссии. То есть, иными словами, простой российский бизнесмен Виктор
Токаренко после того, как ГК «Ростехнологии» выкупят в Белоруссии «558 АРЗ»
готов объяснить госдепартаменту США, что купленные американцами вертолеты типа
«Ми» нужно ремонтировать именно в Белоруссии, решив попутно проблему
легитимности А.Лукашено в США.
Возникает вопрос – а почему Виктор Николаевич Токаренко до сих пор не
возглавляет МИД России?
По имеющейся у нас информации, на самом деле это было начало
построения очередной совершенно ординарной отмывочной схемы на выкупе очередного
актива руководством ГК «Ростехнологии».