Двойные стандарты в российской следственной системе
События вокруг бывшего Министра обороны России продолжают
развиваться. В прессе всплывают всё новые и новые разоблачения в ведомстве
бывшего питерского торговца мебелью.
В развитие жанра не так давно было оглашено новое дело против подруги Сердюкова
– как оказалось, она заключала
договора
на фиктивные
консультации.
Эка невидаль, у нас вся власть работает
фиктивно… А привязались почему-то только к этой несчастной женщине.
Баловались
фиктивными консультациями не только в ведомстве Сердюкова. Вот к примеру, пока
ещё действующий министр Мантуров тоже баловался фиктивными консультациями в 2007
– 2008 годах, когда создавал так называемый
«вертолетный
холдинг»,
который к
слову сказать до сих пор занимается по сути фиктивной деятельностью, объявив
себя единственным в России разработчиком вертолетов, при этом не имея на это
никаких прав.
В недалёком
2007 году, тогда ещё генеральный директор ОАО
«ОПК
Оборонпром»
Денис Мантуров, получив от
государства в управление активы вертолетных предприятий России создал
управляющую конструкцию в лице компании ОАО
«Вертолеты
России»,
назвав всё это
«вертолетным
холдингом».
Лоббируя создание
непроизводственной управленческой надстройки, коей является ОАО
«Вертолеты
России»,
Денис Мантуров рисовал
радужные перспективы развития отрасли. На деле в лице ОАО
«Вертолеты
России»
был
построен совершенно
банальный механизм выкачивания финансовых ресурсов из предприятий вертолетной
отрасли, с последующим перераспределением этих самых ресурсов (которые могли бы
пойти на проведение НИОКРов и модернизацию производства) в карманы эффективных
менеджеров. Механизм был примерно такой же, как сейчас вменяется Васильевой –
фиктивные консультации и прочие махинации.
Достаточно вспомнить не далёкие 2007-2008 годы, когда
Мантуров и его подчинённые баловались фиктивными консультационными соглашениями
в созданных им управляющих конструкциях. А впоследствии Мантуров, совмещая свой
«непосильный»
труд в министерстве,
тратил своё драгоценное время ещё и на управление этими самыми конструкциями,
входя в Совет директоров ОАО
«ОПК
Оборонпром»,
то есть в
полной мере причастен к нижеизложенному.
Итак, для создания механизма перекачки финансовых ресурсов,
ОАО
«ОПК
Оборонпром»,
пользуясь полученными от
государства в управление акциями предприятий, сделало из бывших генеральных
директоров заводов «покорных
болванчиков»,
назвав их
«исполнительными
директорами»,
запугав возможной потерей
должностей и принудив в добровольном порядке передать функции управления в ОАО
«Вертолеты
России».
Кто сопротивлялся, как к
примеру генеральный
директор ОАО
«Казанский
вертолетный завод»
Лаврентьев А.П.,
были изгнаны с должности. Другим, более сговорчивым, выписали, по сути
противоправные, доверенности на
управление. Далее, уже в приказном порядке руководство ОАО
«ОПК
Оборонпром»
принуждало исполнительных
директоров заводов к заключению сомнительных по смысловому наполнению и
реальному действию договоров, по которым средства перекачивались на счета ОАО
«Вертолеты
России».
К примеру, в 2007 году
руководству ОАО
«Улан-Удэнского
авиационного завода»,
навязан так
называемый «Договор
на информационно-консультационное обслуживание»
№ ИК070323юр.392,
который был подписан 23.03.2007, то есть во время фактического нахождения Дениса
Мантурова руководителем ОАО
«ОПК
Оборонпром».
По этому фиктивному
договору
«Исполнитель»
- ОАО
«Вертолеты
России»
обязался
выполнять следующие работы (п.2.1. вышеуказанного договора):
- оказание методической и
консультационной помощи по вопросам стратегического развития предприятия;
- осуществлять разработку
комплексных программ развития предприятия в составе интегрированной структуры
(Холдинг);
-
осуществлять в интересах предприятия разработку научно-технической политики
Холдинга, организовывать проведение НИР в интересах его участников;
-
организовывать взаимодействие с министерствами и ведомствами РФ в рамках участия
предприятия в реализации ФЦП, ГПВ, ГОЗ;
-
оказывать методическую и консультационную помощь по использованию результатов
научно-технической деятельности предприятия, управлению объектами
интеллектуальной собственности и НИОКР;
-
проводить анализ, обобщение и представление в органы исполнительной и
законодательной власти предложений по совершенствованию законодательства и
подзаконных актов по работе предприятий ОПК и авиационной отрасли;
-
осуществлять разработку рекомендаций по кадровой политике предприятия,
подготовке и повышению квалификации персонала;
-
осуществлять разработку общих рекомендаций по HR - менеджменту;
-
осуществлять разработку и внедрение современной системы мотивации персонала на
предприятии;
-
оказывать методическую помощь службам предприятия в организации обучения
работников с помощью семинаров;
-
разрабатывать рекомендации для предприятий в решении юридических вопросов,
оказывать услуги по правовой защите предприятия в судах и арбитражных судах;
-
оказывать консультационные услуги в области законодательства, регулирующего
вопросы деятельности акционерного общества (Закон
«Об
акционерных обществах»,
Закон
«О
рынке ценных бумаг»
и др.
законодательные нормативные акты»);
-
оказывать консультационные услуги по вопросам проведения общих собраний
акционеров;
-
оказывать консультационные услуги по вопросам, связанным с управлением
имущественным комплексом;
-
оказывать консультационные услуги по вопросам обращения и эмиссии ценных
бумаг;
-
разрабатывать рекомендации и оказывать консультационную помощь по
регулированию и развитию маркетинговой политики предприятия;
-
оказывать консультационную помощь в разработке новых рынков для
продвижения вертолетной техники, анализу рынков сбыта;
-
разрабатывать рекомендации и оказывать консультационную помощь в
подготовке и проведении тендеров, оказывать содействие в закреплении заказов за
предприятием;
-
оказывать консультационную помощь и разрабатывать рекомендации
предприятию по вопросам участия в международных выставках и авиасалонах.
Даже поверхностный анализ перечисленных в договоре работ, якобы заказанных ОАО
«Улан-Удэнксий
авиационный завод»
у ОАО
«Вертолеты
России»
позволяет сделать вывод, что
договор фиктивный, заключен с единственной целью – перекачки финансовых ресурсов
с предприятия на содержание бесполезной
«управляющей»
надстройки.
Так, к
примеру (нумерация пунктов соответствует вышеприведенным работам):
-
пункты 2, 3,
6 не относятся к прямой заинтересованности ОАО
«Улан-Удэнксий
авиационный завод»,
так как эти
задачи лежат в плоскости управления неким
«Холдингом»,
которым, по
сути, и является ОАО
«Вертолеты
России»,
из
изложенного видно, что в данном случае почему-то деятельность прямых интересов
ОАО
«Вертолеты
России»
должна
осуществляться за счет средств ОАО
«Улан-Удэнксий
авиационный завод».
И это не говоря уже о том, что общие
фразы, отраженные в этих пунктах совершенно не конкретизированы и не содержат
какой-либо логической смысловой составляющей;
-
если
внимательно посмотреть п.6, то из него следует, что за совершенствование
(реформирование) законодательной базы
«предприятий
ОПК и авиационной отрасли»
в целом
отвечает почему-то именно ОАО
«Улан-Удэнксий
авиационный завод»,
а не другие
государственные, правительственные институты, которые в то время функционировали
и финансировались государством. Это по сути констатация факта бестолковости
государственных органов. То есть, по тексту договора, получается, что
государственные институты у нас недееспособны по части авиационных программ, а
все вопросы решаются за деньги производства в непрофессиональных коммерческих
структурах типа ОАО
«Вертолеты
России»,
которые к
тому же в тот период были в стадии создания, но уже
«решали»
глобальные государственные вопросы;
-
из п.4
следует, что
«Исполнитель»
по сути занимается предоставлением неких
лоббистских услуг, которые можно рассматривать в качестве налаживания
коррупционных связей с властными структурами внутри Российской Федерации. Если
учесть, что как раз организатор всего этого безобразия Денис Мантуров
впоследствии перешел работать в правительство, то можно предположить, что все
эти коррупционные конструкции формировались под него, так как ему регулярно
выплачивались и выплачиваются денежные знаки за участие в бесполезных советах
всяких (не менее бесполезных) директоров;
-
в п.7
говорится об услугах по
«подготовке
и повышению квалификации персонала»,
однако
доподлинно известно, что ОАО
«Вертолеты
России»
не является образовательной структурой и
не имеет лицензии на общеобразовательную (специализированную) деятельность и
соответствующего штата методистов и преподавателей, необходимых для оказания
подобных услуг (здесь же можно рассмотреть и достоверность п.10);
-
п. 11 и 12
так же вызывают сомнения, так как в действительности ОАО
«Вертолеты
России»
не является юридической компанией и не
лицензирована для этого вида деятельности;
-
п. 13, 14 и
15 скорее относятся к компетенции самой ОАО
«Вертолеты
России»
и ОАО
«ОПК
Оборонпром»,
как к
основному акционеру ОАО
«Улан-Удэнксий
авиационный завод»,
то есть это
опять же не является прямым коммерческим интересом ОАО
«Улан-Удэнксий
авиационный завод»,
как производственного предприятия;
-
п.16, 17, 18 и 19
сформулированы неконкретно, общо и не несут в себе особой смысловой логической
нагрузки, по которой можно определить что это конкретно за работы и в каком виде
они должны быть представлены и приняты, якобы заказавшим их заводом, более того
известно, что услуги по участию во всевозможных выставках и салонах (п.19)
оказывают специализированные компании, которые работают непосредственно на
выставочных комплексах.
В договоре
присутствует понятие
«Холдинг»,
в
интересах которого заказываются работы по п. 2 и 3, однако не ранее, не далее
это понятие юридически корректно не определено.
Примечательно, что вне зависимости от возможного объема заказанных и выполненных
работ, в договоре установлена фиксированная их стоимость в п. 3.1.
Все эти детали указывают на фиктивность договора с точки зрения эффективности
выполнения фактических работ, их полезностью для
«Заказчика»
и позволяют сделать
однозначный вывод, что смыслом заключения договора является тривиальное
перекачивание финансовых ресурсов на счета ОАО
«Вертолеты
России».
Но если
подчиненная Сердюкова, ныне подследственная Васильева, полученными от фиктивных
консультаций деньгами рассчитывалась с прислугой, то подчиненные пока не
находящегося под следствием Мантурова присваивали полученные по фиктивным
консультационным договорам средства, выдавая себе большие зарплаты, премии и
реализуя прочие схемы личного обогащения.
Далее, в Дополнительном
соглашении от 23.12.07. к Договору на информационно-консультационное
обслуживание № ИК 070323 юр 392 23.03.07 от 23 марта 2007 года указывается:
«Пункт
3.1. Договора изложить в следующей редакции:
«Годовая
стоимость работ по Договору устанавливается в объеме: 1% от выручки, в том числе
НДС, полученной Заказчиком по итогам предыдущего года».
Такое определение
стоимости
«работ»
является полным абсурдом, так как в договоре перечислены работы, каждая из
которых должна иметь свою калькуляцию, то есть соответственно затраты,
определенную стоимость и так далее. Привязка расчетов к обороту (даже не
прибыли) предприятия противозаконна, так как из смысловой составляющей договора
сложно сделать вывод, что весь годовой оборот предприятия каким либо образом
полностью зависит от приведенного перечня фиктивных работ.
Более того, ОАО
«Улан-Удэнксий
авиационный завод»
по роду своей
деятельности в этот период выступал исполнителем государственных заказов (в том
числе и по линии экспорта через ФГУП
«Рособоронэкспорт»),
которые
финансировались в счет средств бюджета Российской Федерации. Дополнение к
фиктивному договору, навязанное руководству предприятия, позволяло ОАО
«Вертолеты
России»
перекачивать
на свои счета часть бюджетных средств, направляемых государственными органами на
финансирование производственных программ, предусмотренных бюджетными статьями
Российской Федерации.
Так как по понятным причинам фактической работы не велось,
находящееся в тот период в стадии формирования ОАО
«Вертолеты России»
закрывало
«работы»
по
договору актами и липовыми отчётами (Акт
1 кв. 2008,
Акт 2 кв. 2008,
Акт 3 кв. 2008).
И если в 2007-2008 годах, сподвижники Мантурова ещё утруждали
себя написанием липовых отчетов, то после того, как Мантуров перешел работать в
министерство видимо уверенность в безнаказанности была полная и даже липовые
отчеты на завод передавать не стали. По сути, 27 февраля 2009 года руководство
ОАО
«Улан-Удэнский
авиационный завод»
документально
признало, что деятельность ОАО
«Вертолеты
России»
в рамках другого
консультационного договора №ВР-08-54-05 от 26.06.2008 была фиктивной, о чем
уведомило бывшего генерального директора А.Шибитова и его заместителя С.Яркового
своим письмом исх. №20-125/19-2.
То есть этим полностью доказано, что в то время руководство ОАО
«Вертолеты
России»
под видом
оказания фиктивных услуг выкачивало деньги с вертолетных заводов.
Все вышеперечисленное,
лишний раз подтверждает, что данный механизм был выработан для перекачки
финансовых ресурсов в свою пользу, в том числе и части средств федерального
бюджета, направляемых на финансирование государственных закупок продукции.
Возникает вопрос в чем отличие деятельности подчиненных нынешнего министра
Мантурова от деятельности подчиненных бывшего министра Сердюкова? Ответ очевиден
– только в том, что поступила команда
«сливать»
Сердюкова, а по Мантурову такой команды пока нет… Будет ли?