Российским
и литовским подрядчикам грозит приостановка контракта с армией США
9 октября 2012 года
Репортаж подготовлен Тони Капаччо
9
октября (Информационное агентство «Bloomberg»)
В связи с задержками и увеличением расходов по контракту на техническое
обслуживание и капитальный ремонт вертолетов официальные представители армии США
рассмотрят вопрос о возможной приостановке работ или отстранении группы
литовских и российских специалистов от работы для американских военных.
Данная мера последовала после того, как генеральный инспектор
Пентагона обнаружил, что «Авиабалтика Авиэйшн ЛТД», Каунас, Литва, и компания «Эйркрафт
Репэйр Ко. « (СПАРК), базирующаяся в Санкт-Петербурге, не выполнили условий
контракта с армией о модернизации вертолетов Ми-17 российского производства в
течение шести месяцев, а также установил, что специалистам контроля качества
отказано в доступе.
Восемь
воздушных судов предназначались для военно-воздушных сил Пакистана и два для
армии США, которая использует их для обучения в Центре армейской авиации США в
Форт-Ракере (шт. Алабама). Вместо шестимесячного срока, установленного планом,
для капитального ремонта вертолетов для воздушной армии Пакистана потребовалось
целых 19 месяцев, в результате чего в августе 2010 г. военные остались без
вертолетов во время самых мощных наводнений в стране. На капитальный ремонт
американских воздушных судов ушло 26 месяцев.
«В
нашем отчете содержится достаточное количество информации для того, чтобы начать
рассматривать вопрос о приостановке работ и временном отстранении», как указано
в материалах инспекционной проверки от 27 сентября, подписанных Жаклин
Вайскарвер, помощником генерального инспектора штаб-квартиры МО США по контролю
за проведением закупок и исполнением контрактов. Материалы инспекционной
проверки объемом 151 страница, отмеченные грифом «Только для служебного
пользования», были получены информационным агентством «Bloomberg».
По
словам уполномоченного представителя компании «Авиабалтика» Роберта Бертона,
который представляет юридическую фирму «Venable
LLP» в
Вашингтоне,, его клиент никакой вины за собой не признает.
Как
указал Бертон в своем сообщении по электронной почте, «Мы не полностью
ознакомились с отчетом, но в резюме и рекомендациях встречаются неточности, и мы
намерены их полностью опровергнуть».
Александр
Груздев, главный инженер Санкт-Петербургской компании «Эйркрафт Репэйр Ко.», в
своем телефонном интервью сообщил, что «сведения о каких бы то ни было задержках
в работе по контракту неверны». Он отказался давать дальнейшие комментарии в
связи с тем, что детали контракта являются частной информацией.
«Излишние»
расходы
Средними
транспортными вертолетами Ми-17 США снабжают такие страны, как Пакистан,
Афганистан и Ирак, где имеется опыт в эксплуатации российских воздушных судов.
Обе компании, выступающие в качестве субподрядчиков по отношению к корпорации «Нортроп-Грумман
Корп.», занимаются производством капитального ремонта в России.
Стоимость
работ, которая поначалу оценивалась в 37,7 миллиона долларов, теперь выросла до
64,2 миллиона долларов и может составить целых 76,8 миллиона долларов, что
превышает первоначальную смету больше, чем в два раза, если армия США будет
оплачивать находящийся на рассмотрении иск в размере 12,6 миллиона долларов со
стороны субподрядчиков. В завышенные затраты были включены также расходы
на закупки неутвержденных комплектующих в виде «неоспоренных, излишних
дополнительных расходов», как было обнаружено в ходе инспекционной проверки.
Выявленные
ошибки по небрежности
Проверка,
проведенная инспекционной группой Пентагона, выявила ошибки из-за небрежности и
недосмотр, допущенные должностными лицами при заключении контракта в армейском
арсенале «Редстоун» в Хантсвилле (шт. Алабама). Цены на авиационные
комплектующие по явному недосмотру были установлены в два раза выше цен,
назначаемых американскими поставщиками.
В
то время, как литовская и российская компании неоднократно препятствовали
проведению инспектирования ремонтных работ Пентагоном и специалистами контроля
качества заказчика, договорная служба армии продолжала им платить, о чем
свидетельствуют материалы проверки.
Договорная
служба, как указано в материалах проверки, «не осуществляла надлежащего надзора,
контроля и регулирования», а также не оказывала регулярной поддержки корпорации
«Нортроп», которая базируется в Фоллс-Черч, штат Вирджиния, и другому подрядчику
– компании «Flight
Test Aerospace Inc.
» – в руководстве ремонтными работами.
Компания
«Flight
Test Aerospace Inc.»,
базирующаяся в Шантильи, шт Вирджиния, и действующая в рамках корпорации
«Нортроп», заключила договор найма с компанией «Авиабалтика» на выполнение
капитального ремонта. В дальнейшем она объединилась с Санкт-Петербургской
компанией «Эйркрафт Репэйр Ко. « (СПАРК) для проведения работ в России.
Воздушные суда прибывали в течение сентября-ноября 2009 г.
Согласно
материалам проверки, «вместо того, чтобы отдать распоряжение о прекращении
работ» ввиду задержек и препятствий в доступе, договорная служба армии
продолжала выплачивать иностранным подрядчикам сумму в 26 миллионов долларов,
допуская «дополнительную наценку на комплектующие“ и не определив обоснованных и
подходящих цен на миллионы долларов в изменениях к контракту.
Запчасти
По
данным инспекционной проверки, 10 вертолетов были приняты без подтверждения
выполненных ремонтных работ воздушных судов в соответствии с требованиями к
качеству, установленными в контракте.
На
основании проверки, должностные лица, связанные с литовским и российским
подрядчиками, «действовали не в соответствии с условиями» контракта, когда
официальным лицам Пентагона и персоналу американского заказчика они отказывали в
доступе или «когда настаивали на закупках и установке запчастей, не
предусмотренных контрактом».
Отсутствие
доступа, согласно проверке, также помешало военным обнаружить «неутвержденные
комплектующие, повлиявшие на летную годность» восьми вертолетов армии Пакистана.
На четырех вертолетах в Пакистане, как указано в материалах проверки, до сих пор
установлены комплектующие, которые «могут привести к выходу воздушных судов из
строя и угрожать жизни и безопасности экипажа», если не заменить эти детали.
Инспекторы,
проводившие проверку, «пришли к заключению, что имеются признаки преступных
действий», и передали свой отчет следственной группе при генеральном инспекторе
для рассмотрения.
Рассмотрение
нарушений
Как
написано в приобщенном к материалам проверки письме от 16 апреля бригадного
генерала Флоры Дарпино, которая в то время являлась директором Агентства по
юридическим услугам Департамента обороны, данное Агентство «рассмотрит все
свидетельства нарушений, обмана и другие факты, свидетельствующие о
недостаточной ответственности подрядчика, и даст оценку этим доказательствам, с
точки зрения того, могут ли они служить причиной для инициации приостановки или
отстранения.
В
своем письме от 7 мая, направленном генеральному инспектору, заместитель ПМО по
вопросам закупок Ким Денвер написал, что командование договорной службы армии
рассмотрит работу персонала, заключающего контракты, и определит
административные меры, которые должны быть приняты».
Бертон,
юрист компании «Авиабалтика», анализируя выводы проверки генерального инспектора
Министерства обороны, обнаружил в них недостатки.
«Например,
данный отчет», - как заявил Бертон, - «основывается на неверном заключении
генерального инспектора МО» о том, что компания «несет ответственность за
задержки в выполнении дорогостоящей программы, - заключении, которое находится в
противоречии с судебно практикой». «Мы отрицаем наличие каких-либо
правонарушений с нашей стороны, отстаиваем установленные нами цены и отвечаем за
выполненную работу в соответствии с заключенными нами контрактами».
«Стоимость
сопоставима»
Рэнди
Белоут, выступающий от лица корпорации «Нортроп», заявил, что, отдавая себе
отчет в выводах проверки генерального инспектора, корпорация еще не полностью
ознакомилась с полученными данными. От дальнейших комментариев он отказался.
По
словам Джеймса Грегори, подполковника армии США, представителя Пентагона,
«данная стоимость сопоставима со стоимостью ремонтных работ, проведенных тремя
другими компаниями или субподрядчиками».
В
сообщении по электронной почте Грегори указал: «Величина общих затрат на
капитальный ремонт изменяется в зависимости от состояния воздушного судна и
текущего состояния рынка в отношении комплектующих Ми-17». Эти ремонтные работы
«были более трудоемкими, чем в большинстве случаев, и общие расходы согласуются
с затратами на ремонт других воздушных судов в таком же состоянии при выполнении
работ другими компаниями».
Иск
оспорен
По
оценке американских военных специалистов, дополнительные расходы, заявленные
российской и литовской компаниями в прошлом году в находящемся на рассмотрении
иске о возмещении суммы в размере 12,6 миллиона долларов с требованием о
«справедливом урегулировании», были вызваны действиями компании «Flight
Test Aerospace».
Генеральный
инспектор армии рекомендовал не выплачивать деньги. Корпорация «Норторп
Грумман», которой достается комиссионный сбор с суммы оплаты в размере 12,6
миллиона долларов, также советует должностным лицам договорной службы армии не
удовлетворять иск.
Иск
включает почасовую зарплату генерального директора, финансового директора,
старшего менеджера и главного бухгалтера обеих компаний российско-литовской
группы в размере не менее 500 долларов в час. Как выяснилось в результате
инспекционной проверки, это равносильно годовым окладам в размере не менее 1,35
миллиона долларов.
«Такие
ставки заработной платы являются необоснованными», - сказано в материалах
проверки.
«В сравнении с контрактами, заключаемыми со службами общего назначения, на
предоставление бухгалтерских услуг, почасовая зарплата главного экономиста в
России или Литве в размере 500 долларов выше ставок, назначаемых в США», по
мнению отечественных бухгалтерских компаний и аудиторских фирм.
Контактные данные автора этого репортажа: Тони
Капаччо в Вашингтоне
acapaccio@bloomberg.net
Контактные данные ответственного редактора, подготовившего данную публикацию:
Джон Уолкотт jwalcott9@bloomberg.net