ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
Так как структура, именуемая ОАО «Вертолеты России» совершенно бесполезная и
создана с единственной целью – приносить дополнительную прибыль её создателям,
обирая при этом производственные предприятия, которые были в принудительном
порядке втянуты в эту сомнительную кооперацию, то время от времени эта структура
прибегает к изображению активной деятельности. Ну а как же иначе, надо же
показывать, что целый штат менеджеров чем-то занят…
Вот так, одним из многих совершенно бесполезных начинаний
руководства ОАО «Вертолеты России» стало создание «Координационного совета по
ПКИ и материалам».
Вообще-то стремление поставить под контроль закупки
предприятиями отрасли комплектующих, это идея не новая, ибо, к примеру, в том же
госзаказе это чуть ли не единственный путь получения откатов с бюджетных денег
на закупках комплектации. Вот поэтому руководство ОАО «Вертолеты России» и
пытается поставить под контроль закупочную деятельность заводов. Кстати, если
следовать информации официального сайта ОАО «ОПК Оборонпром», то в структуре
всевозможных конструкций существует некая ОАО «Вертолетная сервисная компания»,
которая и должна пропускать через себя все потоки по закупке ПКИ (покупных
комплектующих
И неспроста, ведь закупки ПКИ – это прибыльный бизнес, тут и
мозгов особо иметь не надо: заводы имеет традиционные отработанные схемы по
кооперации, достаточно только вставить в цепочку свою структуру и наворачивать
дельту к стоимости ПКИ. Вот такой структурой в общей сомнительной конструкции,
реализованной ОАО «ОПК Оборонпром» и является ОАО «Вертолетная сервисная
компания».
Итак, как уже отмечалась ранее, ввиду необходимости
изображения активной деятельности, а также для получения доходов от комплектации
производства, был образован «Координационный совет по ПКИ и материалам». Надо
заметить, что особой нужды в подобных конструкциях у самих заводов нет, так как
они имеют отработанные еще с советских времен механизмы снабжения собственного
производства. Более того, известно, что ни в ОАО «Вертолеты России», ни в ОАО
«Вертолетная сервисная компания» нет необходимого количества специалистов, чтобы
учитывать всю номенклатуру требуемых ПКИ. Однако, эти специалисты зато хорошо
разбираются в том, как и сколько можно накинуть на стоимость ПКИ, закупаемых
этими самыми заводами. Вот поэтому и создали «Координационный совет…», который
должен способствовать переходу к централизованной закупке комплектации всеми
заводами.
Работает он по такому принципу: снабженцев с предприятий,
отвлекая от прямой работы, сгоняют в Москву для проведения различных совещаний,
информацию о которых потом доводят до предприятий
в письменном виде. Опять же лишний
раз демонстрируя предприятиям и себе самим, что бурная деятельность в ОАО
«Вертолеты России» не прекращается.
Вот одно такое совещание прошло в Москве недавно, в начале
октября 2009 года. Примечательно, что бесполезность этой затеи отмечена
в самом протоколе. Так в пункте
3.1 протокола отмечено, что ОАО «Вертолетная сервисная компания» не отработала
вопросы, которые ставились предыдущими тремя протоколами. Хотя, по сути, именно
этот «Координационный совет…» и должен заставить всех производителей вертолетов
комплектовать производство через эту самую компанию. То есть, похоже, первые три
совещания прошли впустую, а вся эта затея с «Координационным советом по ПКИ» не
иначе как бесполезное изображение активности... Более того, как следует из
протокола, октябрьские посиделки Координационного совета по ПКИ ОАО «Вертолетная
сервисная компания» вообще проигнорировала.
А вот в пункте 3.2 в разделе решение отмечено, что вопросы
обеспечения поставок ПКИ и материалов решаются подразделениями МТС предприятий
самостоятельно. Что лишний раз подтверждает бесполезность самого
«Координационного совета…». Непонятно, что эти деятели из ОАО «Вертолеты России»
пытаются координировать, если в документе отмечено, что решать все вопросы
предприятиям предписано самостоятельно. Получается, что «координаторы» не
способны даже исключить противоречия в документах, выпускаемых по итогу этих
самых попыток «координации…».
Так же интересен вопрос о возобновлении поставок
авиадвигателей, производства ОАО «Климов», если известно, что ОАО «Климов»,
являясь конструкторским бюро и опытовым заводом, никогда не было серийным
двигательным производителем и, если что и производило, то это были мелкие партии
переделанных двигателей. Производить двигатели на ОАО «Климов» можно либо из
заготовок выпуска украинского ОАО «Мотор-Сич», либо из готовых вертолетных
двигателей, выпущенных ранее (в 1988-1991 годах) и не имеющих наработки с начала
эксплуатации. Но покупать заготовки у украинцев дороговато, а задел двигателей с
консервации уже исчерпан. В этой связи, в последнее время за основу которых
брались бывшие в употреблении двигатели, имеющие малую наработку. То есть, по
сути, двигатели второй категории выдавались за новые, производства ОАО «Климов»
и снабжались новыми паспортами. При этом доходность от такой деятельности, ввиду
дешевизны старых двигателей на рынке и организации их закупки через известную
цепочку фирм, на которых сразу же и оседала прибыль, была крайне высока для
организаторов. В настоящее время, на рынке уже не осталось видимо двигателей с
малой наработкой, которые можно переделать и выдать за новые, вот поэтому,
видимо, поставки и прекратились. Кстати, известен случай отбраковки заказчиком
партии двигателей производства ОАО «Климов» (см.
Протокол переговоров по двигателям).
Примечательно, что в ряду «решателей» этого вопроса на ряду с
ОАО «Климов» указаны почему-то серийные вертолетные заводы ОАО «У-УАЗ» и ОАО
«ААК Прогресс», которые как известно двигателей не делают и, совершенно
бесполезные с точки зрения здравого смысла структуры – ОАО «ОПК Оборонпром» и
ОАО «ОДК». То есть это еще один вариант бесполезных посиделок в рамках
«Координационного совета…» на ближайшую перспективу. Зачем привлекать
представителей серийных вертолетных заводов к этому процессу – непонятно, разве,
что за тем, чтобы соглашались принимать, по сути двигатели второй категории по
ценам первой… Срок реализации программы указан 2009-2010 годы, хотя совершенно
очевидно, что в эти сроки никакого серийного производства вертолетных двигателей
в России создать не возможно.
Есть в протоколе еще один интересный момент – это замена ВСУ
АИ-9. Как известно, АИ-9 производят украинские моторостроители. Если
рассматривать в качестве альтернативы российское производство ТА-14, то тут
вопросов не возникает, а вот лоббирование чешской Safir
5R/G для установки на
российские вертолеты, мягко говоря, отдает возможностью получения регулярных
«откатов» за предполагаемые закупки. При этом не надо забывать, что Чехия страна
НАТО, а то, что в ряду органов, согласование на установку которых надо получить,
стоит МО РФ, можно предположить, что в перспективе планируется внедрять
указанное ВСУ и на вертолеты, потребляемые в России в интересах этого ведомства.
Кстати, для экспортных поставок особого согласования МО РФ не особо требуется,
тем более, что прецедент таких поставок уже состоялся некоторое время назад
именно в Чехию. Но тут как говориться законное право чешской стороны иметь на
своих вертолетах ВСУ собственного производства.
Вот такой получается веселый анализ очередного протокола
состряпанного в ОАО «Вертолеты России» в рамках регулярного изображения деловой
активности этой самой организации.