Механизм освоения
российского бюджета под видом
выкупа промышленных активов «в
пользу государства»
Если в начале 90-х
было выгодно раздавать госсобственность в частные руки (понятно, что на этом
процессе неплохо погрели руки наши чиновники того времени), то теперь не менее
выгодно «правильно» организовать обратный процесс. Более того, развивающийся
кризис как нельзя благоприятнее способствует такому бизнесу, так как является
логическим прикрытием и обоснованием вовлечения в этот бизнес госчиновников
высшего звена «вертикали власти».
В начале декабря 2008 года премьер
Владимир Путин прибыл на рыбинский «Сатурн».
Как потом выяснилось, целью визита премьера явилось оказание услуги структурам
Сергея Чемезова по отъему предприятия у бывших теперь уже его владельцев.
Естественно, ссылаясь на кризис, премьер объяснил собравшимся, что отныне ОАО
«НПО Сатурн» перейдет под контроль государства, от лица
которого будет выступать
ОАО «ОПК «Оборонпром»,
которое и олицетворяет как раз это самое «государство». Ну, разбираться особо в
статусе ОАО «ОПК «Оборонпром» не будем, ибо если подробно исследовать всю
сомнительность этого статуса, то для этого потребуется много места.
Заметим лишь, что по итогам визита
В.В.Путина в Рыбинск акции ОАО «НПО Сатурн» действительно перешли от старых
владельцев (юр.лиц, контролируемых менеджментом), но не государству и даже не
«Оборонпрому», а неким
ЗАО «ПРАЙМЛИТЕКС», пакет 23,85% и
ООО «Меком-люкс», пакет 24,91%.
Скорее всего, Владимир Владимирович, ввиду
занятости, не удосужился проверить суть сделки, но так
или иначе, на деле получается, что находясь на посту премьера страны В.В.Путин
пролоббировал интересы каких-то владельцев частных структур ЗАО «ПРАЙМЛИТЕКС» и
ООО «Меком-люкс», так как именно в результате визита премьера в Рыбинск пакеты
акций ОАО «НПО Сатурн» перешли к этим новым юридическим лицам.
А что же ОАО «ОПК «Оборонпром»?
А оно, оказывается, решило
приобрести эти самые акции только 24 апреля 2009 года, о чем и подало
соответствующую
заявку в ФАС. Почему бы сразу не приобрести у бывших владельцев
пакеты в пользу ОАО «ОПК Оборонпром», тем более, что лоббистом сделки выступил,
по сути, сам премьер? Да потому, что в этом и заключается бизнес, выстроенный на
возврате активов как бы под контроль государства. В этом
бизнесе должна обязательно присутствовать промежуточная структура, на счетах
которой окажется разница между стоимостью выкупа акций у прежних владельцев и
окончательной стоимостью выкупа актива руководством ОАО «ОПК Оборонпром».
То есть по
сути, ничего не делая, можно конвертировать административный ресурс в живые
деньги… При
приобретении предприятия с
использованием административного ресурса, оценка акций
получается совершенно условной и близка к самому наименьшему порогу, а вот в
дальнейшем, когда покупаешь у своей же структуры, то можно провести совершенно
другую, более либеральную «рыночную оценку» приобретаемого актива. Принципы
существующей в стране административно-экономической модели это позволяют.
И
действительно, после получения
разрешения ФАС на выкуп актива,
сразу же стало известно о выделении якобы НПО «Сатурн» финансовой поддержки в
размере 5,2 млрд. рублей. Вот только на вопрос В.В.Путина о том, как будут
доведены выделенные средства до предприятия,
министр В.Христенко обрисовал запутанную финансовую схему
доведения ресурсов до
потребителя через допэмиссию акций ОАО «ОПК Оборонпром», которую выкупит
государство. Почему же не сделать прямой платеж на счета НПО «Сатурн»,
предоставив ресурсы в качестве финансовой помощи под обязательства предприятия?
Ведь ранее прежний менеджмент просил госбанки (ВЭБ, ВТБ) именно о предоставлении
кредитов.
Все
заключается как раз в необходимости профинансировать ОАО «ОПК Оборонпром»
бюджетными деньгами на безвозвратной основе именно для выкупа акций НПО «Сатурн»
у указанных выше частных структур, к которым они перешли после поездки
В.В.Путина на предприятие.
Естественно
акции эти будут уже выкупаться по новой (существенно большей) цене, нежели они
были выкуплены под давлением административного ресурса у прежних собственников.
Вот так
делается сейчас бизнес на модном в кризисное время приобретении активов на
бюджетные ресурсы якобы в пользу «государства».
И
именно «Оборонпром» и специализируется на операциях такого рода.
В активе этой
структуры, якобы собирающей промышленность под «крышу» государства, уже есть
примеры высокодоходных операций по скупке акций предприятий. Из практики
очевидно, что сам «Оборонпром» ничего не покупает напрямую и всегда в сделках
присутствует некая промежуточная структура, у которой «Оборонпром» впоследствии
выкупает активы по завышенной стоимости, оставляя разницу как раз на
промежуточной структуре. Были среди таких структур и кипрские фирмы и так далее…
Но рассмотрим совсем недавние сделки, чтобы понять объемы завышения оценочной
стоимости активов при подобных операциях.
Вот к примеру, есть такой завод НАРЗ (Новосибирский
авиаремонтный завод), сейчас он в структуре «Оборонпрома»,
а скупку акций этого завода в его интересах осуществляло
ЗАО «Русская вертолетная компания».
Не надо обращать внимания на название – эта компания не произвела ни одного
вертолета, более того она и не по этой части…, она как раз и специализируется на
отделении разницы в стоимости активов при скупке их руководством «Оборонпрома».
Кстати, один из создателей этой компании Артур Штанков трудится на руководящей
должности в одной из компаний оборонпромовской структуры – ЗАО «Вертолетная
сервисная компания».
В ходе сделки,
после того как акции НАРЗ консолидировали на промежуточной компании их перекупил
«Оборонпром», но стоимость их была уже значительно выше. Зачем «Оборонпрому»,
владеющему серийными вертолетными заводами, авиаремонтный завод не совсем
понятно, разве что для того, чтобы легально потратить деньги со счетов «Оборонпрома»,
поимев при этом неплохую разницу на операции скупки актива.
Видимо
подобные махинации так понравились
Д.В.Мантурову (в то время генеральному директору
«Оборонпрома»),
что скупка следующего актива, которым был
ОАО «Электромашиностроительный завод «Лепсе» также была поручена ЗАО
«Русская вертолетная компания».
Подобная
практика манипуляций с промышленными активами по наследству перешла к
Андрею
Реусу, когда тот сменил чиновничье кресло на должность генерального
директора ОАО «ОПК «Оборонпром».
Вот на последней сделке нынешнего руководства ОАО «ОПК
«Оборонпром»
мы и попытаемся оценить размер дохода дельцов по скупке промышленных активов
якобы в пользу «государственного холдинга».
Итак,
30 апреля 2009 г. между все тем же
универсальным ЗАО «Русская вертолетная компания» (далее РВК), которая выступает
в качестве продавца, и ОАО «Улан-Удэнский
авиационный завод» (далее У-УАЗ), находящегося под управлением Управляющей
компании ОАО «Вертолеты России» (структура
ОАО «ОПК «Оборонпром»),
который выступает в качестве покупателя, заключен
договор купли-продажи 100% акций
ОАО «Вертолетная инновационно-промышленная компания» (далее ВИК), в
собственности которого находится ОАО «Улан-Удэнский лопастной завод».
Ну «…лопастной
завод» - это, конечно, громко сказано, потому как это не что иное, как обычный
лопастной цех Улан-Удэнского авиационного завода, который прежние руководители в
проблемных 90-х по сути увели у завода, выведя его на отдельный баланс. Дело в
том, что когда в начале 90-х реализация вертолетов остановилась в связи с
фактическим обнулением госзаказа, лопасти, как расходный материал были
востребованы на рынке, потому как без лопастей, как известно вертолет не
полетит, хочешь ты этого или нет… То есть этот товар был ходовым, вот
руководство завода подумало, что де не стоит размазывать прибыль от этого цеха
на весь завод, было бы полезнее направить поток от продажи лопастей в
собственный карман, ну завод-то все равно зачахнет. Такое было тогда видение
перспектив у руководителей завода. И в результате этих умозаключений и
манипуляций с имуществом предприятия появилось отдельное юр.лицо ОАО «Улан-Удэнский
лопастной завод», которое на самом деле представляло из себя всего лишь один цех
завода, при этом находившейся на его же территории. Более того, сами рабочие
остались теми же, только вот записи в трудовых книжках у них поменялись. При
этом само здание цеха и земля под ним находится в собственности У-УАЗ, который и
по сей день регулярно оплачивает налоговые платежи за производственные площади.
Вот такое предприимчивое руководство у Улан-Удэнского завода было в тот период.
Конечно, кому же не хочется иметь свой собственный лопастной заводик? Это так
заманчиво…
Начиная
примерно с 2005-го отрасль оживилась и страсти закипели… Появился новый игрок
ОАО «ОПК «Оборонпром», который похлеще прежних предприимчивых руководителей
начал зарабатывать деньги на аферах с промышленными активами. Историю лопастного
завода хорошо знал Денис Мантуров, в то время
практикующийся на должности руководителя московского представительства завода.
Под давлением
ОАО «ОПК «Оборонпром» в 2008 году прежние владельцы лопастного завода вынуждены
были переуступить его все той же универсальной компании РВК в составе 100% акций
ВИК.
Понимая
необходимость для «Улан-Удэнского авиационного завода» наличия собственного
лопастного производства (тем более, что на самом деле оно и было изначально
заводским), руководство завода предприняло попытку выкупить у РВК лопастной
завод в том же 2008 году, для чего было выделено 17 млн.
руб. Однако сделка эта не состоялась по причине желания РВК повысить стоимость
акций ВИК до 60 – 80 млн. руб. Оценивая рыночные параметры лопастного цеха,
руководство У-УАЗ по понятным причинам отказалось от сделки с РВК по завышенной
в разы цене.
Однако, далее
в сделку вступил ОАО «ОПК «Оборонпром». Дело в том, что исходя из
преобразований, проводимых этой сомнительной организацией в отрасли, директора
вертолетных заводов стали «исполнительными», то есть по сути безмолвными
исполнителями воли вышестоящей структуры. И вопрос о необходимости приобретения
ВИК, перед уже на тот момент исполнительным директором У-УАЗ неожиданно был
поставлен со стороны руководства ОАО «ОПК «Оборонпром», при этом возражения об
экономической целесообразности не принимались.
К этому
времени, примерно в январе-феврале 2009 года, РВК привлекло некое ООО «Русбизнеспроект»
(г.Москва) для «независимой экспертизы» активов ВИК, которое определило их якобы
рыночную стоимость в 923 млн. руб. Что называется,
«почувствуйте разницу»!
То есть,
исходя из этой цифры можно понять, насколько выгоден бизнес по выкупу
промышленных активов, якобы в пользу «государства». При этом, что характерно,
это самое «государство», за которое так радеет наша «вертикаль власти», по сути
обманули дважды: сначала по дешевке разбазарив
промышленные активы нерадивым управленцам и всяким проходимцам, а потом выкупая
их в пользу «государства» описанными выше методами, с помощью таких же
проходимцев и функционеров «вертикали власти». Кстати, Денис Мантуров одним
из первых опробовавший описанную схему с вертолетными активами, в настоящее
время и олицетворяет как раз «вертикаль власти», сидя в кресле заместителя
министра, курируя промышленность.
Но вернемся к
описанию ситуации. По
договору купли-продажи ценных
бумаг, заключенному между У-УАЗ и РВК, продажа 100% акций ВИК за 744, 264 млн
руб. осуществлялась посредством следующих расчетов:
1) 339 млн
руб. в течение 10 дней с момента заключения договора путем подписания
трехстороннего договора переуступки долга «ОПК «Оборонпром» перед У-УАЗ
переуступаются РВК;
2) 180 млн
руб. в течение 10 дней с момента погашения долга ВИК перед покупателем, коим
является У-УАЗ по договору купли-продажи вертолетов между У-УАЗ и ВИК;
3) 225, 264
млн руб. в течение 20-50 дней после переуступки долга «ОПК «Оборонпром» перед
У-УАЗ, путем перечисления денежных средств с расчетного счета Покупателя на
расчетный счет Продавца, при условии подтверждения Депозитарием закрепленного за
У-УАЗ права собственности на 100% акций ВИК.
То есть
условия более чем сомнительные, не говоря уже о стоимости актива. Несмотря на
это, уже 12 апреля 2009 года заочным голосованием членов
Совета директоров У-УАЗ было принято решение приобрести по договорной цене (не
выше оценочной) – 100% акций ВИК (Протокол
№ 5 от 12 апреля 2009 г.). Большинство членов совета директоров У-УАЗ
составляют лица, афилированные ОАО «ОПК «Оборонпром», а управляющий директор
У-УАЗ подчиняется единоличному исполнительному органу общества в лице
Управляющей компании ОАО
«Вертолеты России».
Не надо много
думать, чтобы понять, что вышеописанная сделка по приобретению 100% ВИК за
многократно завышенную цену в 744, 264 млн руб. (около 23 млн долларов) лишена
экономической целесообразности.
Это следует из
элементарных расчетов: ВИК, выпуская в год 100 комплектов лопастей
себестоимостью около 1 млн руб. каждый, и имея коммерческую стоимость реализации
порядка 1,5-2 млн.руб., имел ежегодную валовую прибыль не более 100 млн руб. Но
половина этой прибыли приходилась на лопасти, перепродаваемые для
производственных нужд У-УАЗ. Т.е., после приобретения
лопастного производства, реальная годовая прибыль (в
пользу У-УАЗ) может составить не более 50 млн руб. Таким образом период
окупаемости приобретенного заводом актива продлится более 10 – 15 лет. Надо
отметить, что прежние и нынешние владельцы лопастного завода по естественным
понятным причинам за период эксплуатации не вкладывали средств в основные фонды,
следовательно, сам актив представляет из себя набор морально устаревшего
оборудования со значительной степенью износа.
Напротив, за
указанные деньги вполне реально можно было бы закупить оборудование для
организации производства лопастей несущего винта нового поколения из композитных
материалов, после чего старое производство могло быть просто ликвидировано за
ненадобностью.
Теперь
разберемся в расчетах. Дело в том, что
У-УАЗ является одним из основных
кредиторов ОАО «ОПК Оборонпром» и по состоянию на 31.12.2008 года
умудрился любезно предоставить этой сомнительной структуре три займа в общей
сложности как раз на 339 млн рублей. Вот чтобы не отдавать эти деньги, которые
давно, судя по всему, уже «освоены»
руководством ОАО «ОПК Оборонпром», собственно это руководство и решило
продать У-УАЗу лопастной завод.
Тут и возникает платеж наличными 225, 264 млн рублей в
пользу РВК. Заметим, что сам ВИК (находящийся во владении РВК) оказывается
должен У-УАЗ за нереализованные два вертолета 180 млн рублей. То есть по сути
У-УАЗ отдал этой структуре вертолеты на реализацию. Это вообще более чем
интересно,
так как на любом нашем заводе невозможно получить на
реализацию вертолет, тем более два два. А вот ВИК,
оказывается, получил и до сих пор должен заводу 180 млн рублей. Но, как следует
из расчетов, эту сумму владельцы ВИК не берут в расчеты и
относят на взаиморасчеты покупателя с покупаемым (деньги-то
концессионерам нужны сейчас, а вдруг «вертикаль власти» спросит). На самом деле,
имея такой долг У-УАЗ мог бы сам забрать этот ВИК по процедуре банкротства, и
стоило бы это ему намного меньше.
Вот такой
интересный бизнес организован у нас в стране нашими чиновниками и
полугосударственными акционерками, благо кризис способствует логическому
объяснению процесса для общей массы, и выкупать активы у собственников сейчас
модно.