Об успехах китайского авиапрома
В то время, когда российский
авиапром, остатки которого бездумно согнаны в
ОАО
«Объединенная
авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»),
организованно загибается, китайский – напротив, являет миру новые разработки.
Совершенно очевидно, что успехи китайской авиапромышленности – это своеобразное
достижение российских деятелей, которые на данном, совершенно бездарном этапе
развития нашей страны, получили контроль над авиационными активами. Вместо того,
чтобы двигать отечественную авиационную промышленность вперед в духе времени не
отставая от передовых авиационных держав, наши управленцы предпочитают
приторговывать советским наследием… Это для них естественнее, ведь реализовывая
старые заделы проще набивать карманы за счет экспортных сделок, тем более, что
при этих сделках значительно сподручнее перекладывать ресурсы на различные
оффшорные счета.
Собственно результатом такого «предпринимательства» и явилась
очередная
новинка «китайских партнеров» УТС
L-15,
который был представлен недавно в Объединенных Арабских Эмиратах на крупнейшей в
регионе аэрокосмической выставке Dubai Air Show-2009. Примечательно, что
представленная китайская «новинка» в точности напоминает наш самолет Як-130,
который был разработан ранее силами ОКБ им.А.С.Яковлева. Надо также особо
отметить, что китайская «новинка» появилась в очень короткие сроки, несмотря на
мировой экономический кризис.
Наши же «авиапромышленники» заняты тем, что регулярно просят
у правительства бюджетную господдержку, безнаказанно «проедают» её, а потом не
стесняясь сообщают об
очередном
переносе сроков по завершению запуска в серию того же Sukhoi Superjet-100.
Может если бы они не растрачивали людские ресурсы на создание конкурирующего
авиапрома в Китае у нас в стране дела бы шли значительно удачнее.
История российского самолета Як-130, который ныне воплотился
в «китайском обличии» под названием
L-15
очень интересная. Разработка этого самолета была начата еще в 1992 году силами
ОКБ им. А.С. Яковлева по ТТЗ ВВС РФ. Производство изначально запускалось на
Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», начало серийного выпуска
планировалось на 2001 год. В планах
ВВС России
было проведение замены устаревшего парка учебно-тренировочных самолетов
L-39
чехословацкого производства в срок до 2010 года, создание комплексной
технической системы, обеспечивающей эффективную подготовку летного состава для
современных и перспективных самолетов ВВС России, рассчитанной на эксплуатацию в
течении 30 последующих лет. Также планировалось создать конкурентоспособный на
мировом рынке высокотехнологичный продукт с широкими экспортными возможностями.
Уже сегодня, по истечении достаточного промежутка времени
можно совершенно обоснованно утверждать – все это провалилось.
А вот китайцы создали высокотехнологический продукт для
мирового рынка, и продукт этот в точности совпадает с нашим Як-130, перспективы
которого были похоронены бездарными чиновниками и вороватыми российскими
горе-промышленниками, которым урвать быстрые деньги на продаже чужой разработки
легче, чем реализовать долгоиграющую программу, которая даст значительно большие
доходы, но в будущем. Это идеология временщиков, под властью которых в настоящее
время, к сожалению, находится Россия и её промышленность.
Бардак в государственных финансах начала 90-х и в головах
тогдашних руководителей, оставил проект УТС Як-130 без финансовых ресурсов. На
фоне всего этого безобразия принимается решение о сотрудничестве с итальянцами.
Сотрудничество это регулируется, как и положено на государственном уровне
Распоряжением Президента РФ № 355-рп.
Учитывая экономическую ситуацию в стране, в то время решение о сотрудничестве с
итальянской стороной изначально было направлено на дальнейшее развитие проекта.
Фирма Aermacchi должна была обеспечить финансирование проекта, маркетинговые
работы по продаже самолета на западном рынке и совместную адаптацию самолета к
западным требованиям. На деле, результаты сотрудничества были диаметрально
противоположны. После прихода господина Чемезова и его команды продвинутых
менеджеров, которая ранее практиковалась на приторговывании
совзагрансобственностью в ведомстве П.П. Бородина, в сферу ВТС, и захвата этими
деятелями ФГУП «Промэкспорт» ситуация изменилась. Так как за короткое время,
после смены руководства ФГУП «Промэкспорт» показатели этого спецэкспортера резко
пошли вниз, то есть текущая работа была, по сути, была провалена, руководству
понадобилось срочно исправлять ситуацию. На этом фоне проталкивается решение о
фактической продаже проекта Як-130 в пользу итальянской стороны по откровенно
заниженной цене. Деятели из ФГУП «Промэкспорт»
готовят и пропихивают через
контрольные структуры Контракт о промышленном сотрудничестве РЕ/93800720207
между итальянской и российской стороной, который по факту направлен на
увеличение конкуренции по продаже самолетов для российских разработчиков и
производителей, участвующих в программе создания учебно-тренировочного самолета,
со стороны итальянской фирмы Aermacchi, входящей в итальянскую промышленную
группу Finmeccanica. Стоимость контракта, по которому итальянской стороне
передано фактически готовое изделие составляет всего 77 млн. долл. США долговых
средств (оплачено, по сути, из российского бюджета), в то время как стоимость
аналогичной разработки в реальных рыночных ценах составляет не одну сотню
миллионов долларов США. Примечательно, что само ОКБ им. А.С. Яковлева оценивало
в то время свою разработку в 792 млн. долларов США. Учитывая, что Чемезов и
компания не новички в зарубежном бизнесе, подобная стоимость, за которую была
продана новейшая российская разработка, позволяет усомниться, что в сделке не
присутствовала дополнительная часть платежа… Так или иначе, но действия
тогдашнего руководства ФГУП «Промэкспорт» нанесли несомненно большой урон
российской авиационной промышленности, путем создания конкурирующего проекта в
Италии: учитывая перспективность современного рынка учебных самолетов и то
обстоятельство, что российский проект Як-130 имел неоспоримые преимущества по
техническим характеристикам перед западными аналогами (так как разрабатывался в
90-х годах на базе последних достижений авиационной науки и техники), можно
уверенно предположить, что Россия на указанном сегменте рынка имела более
достойные перспективы, чем усиление своих конкурентов. По различным экспертным
оценкам потенциальная емкость рынка УТС на период до 2035 года может составить
от 700 до 1000 самолетов. При средней конкурентоспособной стоимости учебных
самолетов на уровне 12-15 млн. долл. США речь может идти о достаточно выгодном
сегменте рынка ориентировочной стоимостью 8,4-15,0 млрд. долл. США.
Однако, несмотря на явные перспективы рынка УТС, контрактные
отношения с итальянцами подразумевали, что
российская сторона сама ограничит себя
на определенных рынках…
Представляя
на рынке, по сути, нашу разработку под своим уже названием
М-346 итальянцы, в отличие от российской стороны, имеют очень
хорошую перспективу, так как этот самолет является единственным новым поколением
среди аналогов. В дополнение к итальянским воздушным силам, которые планируют
закупку М-346 и Объединенных Арабских Эмиратов, которые выбрали этот самолет и
начинают переговоры с итальянцами по поставке, Aermacchi активизировало работу
на таких перспективных рынках, как Сингапур, Саудовская Аравия, Индонезия,
Эквадор, Катар, Греция и Чили. Продвигать новую программу обучения пилотов на
базе М-346 итальянцы планируют также в Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции,
Греции и других странах Европы.
Таким образом, деятельность команды Чемезова времен
управления ФГУП «Промэкспорт» нанесла российской авиационной промышленности
колоссальный и, уже непоправимый, урон. Однако, как бы в награду, в том числе и
за этот сомнительный успех, им дают возможность сначала «проглотить» ФГУП «Росвооружение»,
а потом, по сути, отдают на откуп львиную долю российской оборонки, запихав всё
это в сомнительные «Ростехнологии».
Далее, как уже было сказано выше, в точности такой же аналог
нашего Як-130 был представлен китайцами. Принимая во внимание, что никаких
решений по развертыванию в Китае производства Як-130 не принималось, и продаж
этого самолета в Китай не было, надо полагать, что наши деятели из сферы ВТС
создали китайский аналог контрабандным путём. И тут отличился
Федоров Алексей Иннокентьевич. Привлекаемый солидной московской
недвижимостью, которую представлял из себя комплекс зданий ОКБ им. А.С. Яковлева
на Ленинградском проспекте, возглавляемая Федоровым ОАК поглотила ОКБ,
присоединив его к имеющимся авиационным активам. После поглощения ОКБ Федоров
принялся за переброску серийного производства самолета Як-130 с нижегородского
«Сокола»
к
себе (ранее он был генеральным директором
ОАО «Научно-производственной корпорации «Иркут»)
в Иркутск, параллельно
налаживая производство у китайцев.
Иркутяне развернули производство нашего Як-130 у китайцев так
быстро и удачно, что
китайцы
презентовали этот самолет под своим уже названием
L-15
в рамках аэрокосмической выставки Dubai Air Show-2009. Китайцы пошли дальше и
заказали для своего аналога на Украине разработку более продвинутого
форсированного двигателя АИ-222К-25Ф тягой 2500/4200 кгс. В результате такой
деятельности, мы в очередной раз получили конкурирующий проект, а точнее по
традиции создали его своими руками – руками горе-промышленников, типа А.
Федорова как и ранее итальянский вариант – руками С. Чемезова.
Можно сколько угодно говорить
о
неправильной конкуренции со стороны «наших китайских партнеров» - смысла в
этом нет, потому как со стороны китайцев нет никакой конкуренции… Основная
конкуренция – это конкуренция наших проходимцев, которые волею действующей
власти поставлены во главу нашей промышленности, с собственной страной Россией,
потому, что именно их руками создается китайский ВПК. Проблема именно в этом, а
не в
хитроумных китайцах, просто китайцы правильно сориентировались и поняли, что
небывалый разгул коррупции и равнодушие действующей российской власти – это их
шанс в создании собственного ВПК малыми затратами… и шанс свой, судя по всему
они не упустят.
Пока наши власти не поймут, что на самом деле никакими
вливаниями бюджетных денег поднять оборонпром, в целом, и авиапром, в частности,
невозможно, для его поднятия нужно менять практически все управляющие кадры,
ничего в этой области не изменится...

ЯК-130 (Россия) L-15 (Китай) М-346 (Италия)